Меню Закрыть

Все чаще ко мне за консультацией обращаются девушки, которые говорят, что они перепробовали разные системы планирования, но у них не получается, системы не работают. Планы регулярно меняются и зависят от настроения. И я всем им говорю, что это НОРМАЛЬНО! Всем нужны разные системы планирования, а для того, чтоб понять, какая подходит Вам, нужно определиться к какому типу Вы относитесь: рациональному или иррациональному. Сделать это можно с помощью стандартизованных методик (соционика, тест Кейрси, типология Майерс-Бриггс и т.п.), а можно и просто наблюдая за собой.

Если кратко, то рационалы — это люди, которые любят планировать по часам, они предсказуемы и с трудом меняют планы. Они чаще доводят дело до конца, любят порядок и традиции, нормально относятся к однообразию. Догадываетесь для кого придуманы традиционные системы  тайм-менеджмента?

Иррационалам, как я, присуща спонтанность, мы легко переключаемся с одного дела на другое, мы подвержены смене настроения и ненавидим планы.  У нас много энергии, и мы легко достигаем цели, но если случается какая-то трудность или требуется больше усилий, чем мы планировали и дело становится неинтересным, мы перегораем и бросаем. Нам не нравится работать в четкой системе: планы, отчеты, графики и т.п., нам больше подходит проектная работа. Говорят, что иррационал, добившийся успеха-редкость, т.к. мало кто из них доводит дело до конца.  Планирование не наша сильная сторона, но мы можем научиться, если будет использовать наши сильные стороны.  Ведь мы хотим быть успешными?

Вот, что применяю и рекомендую я, и ещё пара авторов книг по всеуспеванию.

Не одна цель, а несколько.

Иррационалам сложно идти в одном направлении, им становится скучно. Мы «многозадачники». Лучше выбрать 2-3 цели, желательно, чтоб они касались разных сфер жизни или абсолютно противоположных занятий. Одновременно стать супер-профессионалом в своем деле и идеальной хозяйкой в доме — вот это по нашему! Секрет в том, что как только одно дело надоедает, мы переключаемся на другое, а потом обратно. При переключении у нас появляются новые идеи, и мы с радостью возвращаемся к начатому. Поэтому несколько проектов, несколько целей, несколько идей — вот наш секрет успеха.

Не конкретный план по дням и часам, а списки.

Я долго сопротивлялась составлению планов на неделю, а тем более на месяц. Я честно пыталась, все подробно расписывала, распределяла по дням.

Например, планируя меню на неделю, я писала, что в пятницу буду готовить рисовую кашу на завтрак, борщ на обед и гречку по-купечески на ужин. Но приходила пятница и я понимала, что хочу творожную запеканку, уху и спагетти с овощами! Наверняка, и у вас такое бывает.

Наш вариант —  писать списки, а не привязывать дело к конкретному дню.

  • Написать варианты завтраков и готовить по вдохновению, исходя из имеющихся продуктов. Составить лист заботы о себе и каждый день выбирать из него способ восполнения сил. Списки можно составить для чего угодно: уборка,  занятия с ребенком, варианты совместного отдыха, фильмы, книги и т.д.
  • Расписать цель по маленьким шагам и постепенно двигаться по плану. НО не 1, 2, 3, а «я могла бы заняться этим…»
Например, у Вас есть цель выучить иностранный язык. Варианты шагов следующие:
— посмотреть фильм с субтитрами;
— почитать книгу;
— поразбираться с грамматикой;
— послушать аудиоурок;
— выполнить тест на знание языка и т.д.

Когда у нас есть варианты — нам проще договориться с собой.

Больше разнообразия в жизни.

Нас с детства учат, что нужно доводить дело до конца, потому что «надо». Конечно, бывают ситуации, когда «надо» не избежать, но если внести в свою работу и жизнь больше разнообразия, превратить скучные обязанности в игру — становится гораздо интереснее! Ребенок в этом очень помогает. У меня нет 3 часов на уборку в доме, поэтому каждый день я делаю по чуть-чуть. Если вдруг маленькой леди надоело что-то, то мы переходим в другую комнату и придумываем новое занятие.

2-3 часа сна Нади я не просто смотрю фильм, я немного поработаю, немного почитаю, сделаю маникюр, отвечу на сообщения, попью чай, поболтаю с мужем и т.д. Время пролетает незаметно, и я ВСЕГДА довольна тем, как прошел мой день.

Про настроение

Если Вы читаете эту статью, то, наверняка, Вам знакомо состояние «нет настроения для…» Хорошая новость состоит в том, что если у иррационалов нет настроения для одного, то точно есть настроение для другого! И тут возникает другая сложность: понять, чего же я хочу. И здесь нам помогут списки, которые мы составили.

Действуйте до тех пор, пока Вам нравится. Никаких приоритетов, никаких сложных дел в начале — делаем только то, что хочется СЕЙЧАС!

Делегировать то, что не хочется делать

Я многое могу, даже все, но ЗАЧЕМ? Я хочу, чтоб у меня был блог, хочу писать статьи, проводить семинары, но я НЕ хочу вникать в технические тонкости создания сайтов и продающих страниц. Я могу просчитать бюджет проекта, но у меня есть подруги экономисты, которые сделают это лучше. Мне скучно каждый день выкладывать посты на стену. Я выбираю делать то, что мне интересно, а остальное делегирую.

Нестрогие рамки

Некоторые рамки нам все-таки нужны, иначе мы можем потеряться во времени.
Для себя я нашла следующие:
  • делим день на блоки: утро — для работы, день — для себя, вечер — для семьи. Занятия каждый день, конечно, разные.
  • список важных дел на неделю, чтоб не забыть самое главное.
  • таймер — когда что-то не хочется делать, я завожу его на 15 минут и делаю, а приятные дела, ограничиваю 1 часом или получасом. Конечно, не всегда, а только когда это особенно необходимо.
  • пишем планы на бумаге, но карандашом, а не ручкой, для большей гибкости.

Благодаря моему планированию, многие люди думают, что я рационал. Я даже сама так думала, до некоторого времени. Но природу не обманешь. Просто планирование-это навык, и я его хорошо освоила. Я уверена, что и у Вас получится!

 

Интересные статьи

2 Comments

  1. Юля

    Таня, спасибо за доходчивую информацию, которая легко усваивается. Ты просто вернула мне уважение к себе. Раньше думала: «ну как, ну как удается другим четко следовать плану, а у меня никак не получается….». Теперь я знаю почему, и как с этим жить. Спасибо еще раз большое.

Добавить комментарий для Татьяна Чурсанова Отменить ответ

Войти при помощи:





Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *